Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

ДИАЛЕКТИКА В ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЛОЖЕНИЯХ


В выступлении Ленина на съезде РКСМ в октябре 1920, в известной речи, в которой Ленин заявил, что "задача молодёжи состоит в том, чтобы учиться", он поясняет, чему учиться следует, а чему не следует.

Учиться надлежало не общеобразовательно (фундаментально), а коммунизму, и далее в речи оратором расшифровывалось, что именно это означает.

* * *

Задачи коммунистического образования, с точки зрения Ленина, состояли из:

1. Усвоения учащимися изложенного в коммунистических трудах, книгах и брошюрах, т.е. коммунистической идеологической индоктринации, однако осуществляемой не отвлечённым образом, а в связи с практикой "борьбы пролетариев и трудящихся против старого общества".

2. Усвоения знаний, непосредственно требующихся для вывода и обоснования коммунистической доктрины ("последствием которых является коммунизм"). Те знания, последствием которых коммунизм не являлся, а являлись те или иные формы критики коммунизма, от бернштейнианства до правой мысли, или знания ведущие к таковой критике, или внеполитические знания, в этот круг не попадали.

3. Усвоения знаний требующихся для восстановления промышленности и земледелия (в качестве наглядного иллюстративного примера Лениным использовалась работа на пригородных огородах), т.е. технически-ремесленного круга знаний. Фундаментальные знания порождающие политехнический (ремесленно-технический) круг в этот круг не только не включались, но и, как будет упомянуто ниже, провозглашались ненужными и активно исключались из него. Ленин желал молока без коровы.

4. Приобретения молодыми коммунистами навыков постановки себя в качестве ведущей группировки над рабочими и крестьянами.

* * *

Ответив на вопрос, "чему мы должны учиться", Ленин также давал затем ответ на вопрос о том, чему молодежи учиться НЕ следует. В частности, дореволюционная школа провозглашалась Лениным целиком и насквозь классовой, "КАЖДОЕ слово её было подделано в интересах буржуазии" (в развитие какой посылки математика, астрономия и др. дисциплины провозглашались в большевизме классовыми науками), и преподававшиеся программой дореволюционной школы знания были, по Ленину, в почти полном объёме не нужны и вредны для коммунистической молодёжи:

«Старая школа была школой учёбы, она заставляла усваивать массу ненужных, лишних [...] знаний, которые лишь забивали голову... Обременяли безмерным количеством знаний на 9/10 ненужных и на 1/10 искажённых... Вы должны не загромождать своего ума [...] хламом, который не нужен».

По Ленину, 9/10 знаний дореволюционной школьной программы не нужны коммунистической молодёжи и представляют "хлам"; нужна лишь 1/10 часть, но переработанная с классовой точки зрения.

Одновременно, в соседнем предложении, Ленин заявляет, что "коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".

Как разрешается видимое противоречие между "коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" и ненужностью для коммуниста 95% знаний старой школьной программы?

Об оговорках не может быть речи. Выступление Ленина объёмное, он безусловно готовил если не его текст, то тезисы, а после выступления оно было издано отдельной брошюрой, таким образом у автора была возможность выверить текст как перед выступлением, так и при его издании; о несоответствии формулировок ленинским мыслям желательным к высказыванию не может поэтому идти речи.

Это кажущееся противоречие разрешается очевидным образом (синтез!): преподававшиеся дореволюционной школьной программой учебные дисциплины – в рамках политических установок оглашаемых Лениным в его установочной речи – Ленин не относит к "богатствам, которые выработало человечество", но относит их (на 95%) к ненужному хламу.

Устранение этого хлама из школьного преподавания (резким урезанием программы), уничтожение общеобразовательного (фундаментального) характера преподавания и отмена предметной системы преподавания являются необходимыми развёртываниями ленинских политических установок. Образовательные политики Наркомпроса по дебилизации школьного преподавания осуществлялись в полном соответствии с ленинскими установками и представляют их осуществление.
Subscribe

  • О М. Горьком

    (Из неопубликованного черновика:) На соседней клетке литературного поля в создании конструированного само-образа с "крестьянскими писателями"…

  • О ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРАХ

    (Эвентов, "Иностранные капиталы в русской промышленности", М. 1931, стр. 88)

  • ФЕДОСИЯ КУЗЬМИНИЧНА ЛАПИНА (МАСЛОВА)

    родилась в 1918 г. в с. Яя-Борик Яйского района нынешней Кемеровской области По рассказам родителей наше село образовалось в 80-90-е годы прошлого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment