У нас тут пятилетка радостных столетних юбилеев: "Сто лет электрификации", "Сто лет Удмуртии", "Сто лет российской археологии", "Сто лет СССР", "Сто лет российской армии". "Сто лет ВЧК", опять же.
В этой радостной самолегитимации себя через столетние юбилеи (с символической тем самым самоотменой - получается российской армии не больше ста лет, российским спецслужбам не больше ста лет, России не больше ста лет, а до этого ничего не было) самое проблемное - это столетия злодейств через которые утверждались их праздничные даты. Они ужасно ерзали в 2018 в столетие цареубийства. В 2020 благополучно проскочили столетие геноцида в Крыму - все умирали, всем было не до этого. В этом году попытались прошмыгнуть мимо Гумилева. В следующем - так же будут пытаться прошмыгнуть в том же августе через столетие Петроградского процесса и убийства священномученика Вениамина, чтобы бодро рвануть к радостному столетию Эсэсэрии.
Столетия казней, конечно, особенно неудобны. Современная РФ никогда не ассоциирует себя с русскими жертвами коммунизма. Это подрывает ее легитимацию. Всегда только на стороне палачей. Если про кого-то нельзя сказать, что его расстреляли за дело, эту строчку пытаются проскочить, как в брежневских ЖЗЛ.
И это касается не только власти, но и "массового общества". В нем тема красного террора нечто вроде стыдной болезни о которой нельзя говорить. Никто не хочет ассоциировать себя с "Россией которую сажали". Все подсознательно записывают себя в "Россию которая сажала" и даже иногда бравируют этим происхождением. На тех, кто осмеливается себя ассоциировать с "Россией которую сажали", смотрят как на лютейших классовых врагов, которые еще что-нибудь отнимут (вообще страх перед реституцией, это главная инфекция, которую занесла коммунистическая пропаганда - общество, добровольно отдавшее заводы олигархам, а деньги МММ пуще огня боится реституций).
Соответственно восхваление "социально одобряемого" палачества и замалчивание неудобных жертв воспринимаются как часть макросоциальной стабильности.
Вот пока мы по капле не выдавим из себя этого внутреннего вертухая - добра нам не будет.
При этом, разумеется, беда еще и в том, что право быть "потомками жертв" присвоила себе группка потомков палачей, утилизованных в 37 (при том что 37 в целом был именно добиванием старой "кулацкой" России и элитные разборки были лишь каплями в этом море крови). Однако "дети Арбата" так навязчиво размахивали своими папами, что аграновы и бокии заслонили гумилевых и вавиловых. Поэтому очень важно для нас структурировать правильную иерархию жертв. И в этом контексте столетие убийства Гумилева было исключительно важно.
Потому-то Соединенный Комитет по делам Наследников Вертухаев и Детей Арбата так старался мимо этой даты проскочить».
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=112003077868339&id=100071759401378
«Ладно министерство культуры. Весьма любопытно что поэтический канал Просодия, на юбилей Молоховец просравшийся мерзким стихотворением о ней Арсения Тарковского, при этом в день столетия расстрела поэта Гумилева молчал как форель об лед, через два дня отметив 67 годовщину кончины поэта Александра Гингера...»