В стандартных курсах диамата-истмата домарксистской философии отводилось две-три лекции. На философском факультете МГУ она тоже была ужата, схематизирована.
Т.И. Ойзерман в 1948 г. публикует (в соавторстве с В.И. Светловым, тогда зам. министра высшего образования и еще ведавшего нашей кафедрой) солидную брошюру "Возникновение марксизма -- революционный переворот в философии". Еще через два года он же защитил докторскую диссертацию "Развитие марксистской философии на опыте революций 1848 г.". Т.И. Ойзерман, широко осведомленный в истории философии, с большим успехом читал весь курс философии Маркса-Энгельса (а Ленин-Сталин были переданы кафедре русской философии). С большим искусством он раскручивал логику "Капитала". Думаю, что именно из этих лекций вышел Э. Ильенков, его будущий аспирант. Старшее поколение историков западноевропейской философии, обучавшееся до революции, было представлено М.А. Дынником (покинувшим кафедру в 1961 г.), О.В. Трахтенбергом, М.П. Баскиным.
Очень многое дал переход (с кафедры логики) самого квалифицированного историка философии В.Ф. Асмуса. В общении с ним формировалась "вторая генерация" -- сам Т.И. Ойзерман (ставший заведующим кафедрой), Ю.К. Мельвиль, И.С. Нарский и я.
После XX съезда КПСС постепенно складывались условия для подрыва марксистско-ленинского догматизма в сфере истории философии. Этот процесс -- и в лекциях, и в диссертациях, в научной работе вообще -- происходил нередко в схватке, иногда с партийными проработками -- со сторонниками традиционной марксистско-ленинской методологии. Выросла и "третья генерация" -- А.Н. Чанышев, A.C. Богомолов, В.Н. Кузнецов, П.П. Гайденко. Но здесь открывалась совершенно новая страница в жизни кафедры истории зарубежной философии (как она стала называться с начала 60-х гг.). Она представлена множеством книг и статей названных и еще более молодых преподавателей. Автор этих воспоминаний считает, что они значительно обогатили нашу историко-философскую науку, вывели ее на новый этап развития, теперь совершенно освобожденный от марксистско-ленинского догматизма».
(В.В. Соколов, "Некоторые эпизоды предвоенной и послевоенной философской жизни (из воспоминаний)")