Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

гибель ТУ-144


Смотрю фильм "Supersonic Spies" канала WGBH (на видео), в котором по-видимому впервые публично рассказывается, почему на выставке в Ле Бурже в 1973 году погиб ТУ-144.

Прежде всего, ТУ-144 (по утверждению американского правительственного аналитика следившего за этой областью) был чрезвычайно серьезным конкурентом на нарождающемся рынке сверхзвуковых пассажирских перевозок. ТУ-144 был быстрее Конкорда и вмещал бОльшее количество пассажиров. Боинг, пытавшийся сделать аналогичный самолет (проект Boeing 2707), сделать его не смог -- из-за фундаментального просчета в конструкции крыла, в конечном счете настолько утяжелившего самолет, что тот уже не мог принимать на борт пассажиров.

Таким образом, перед мировым рынком сверхзвуковых перевозок (который, впрочем, вопреки ожиданиям, так толком и не состоялся) стояло два самолета: ТУ-144 и Конкорд, причем по крайней мере по некоторым ключевым техническим характеристикам ТУ выглядел препочтительнее. Можно, разумеется, было не пускать его на рынок политическими средствами, но именно политическими -- в перевес коммерческим интересам компаний-потенциальных покупателей.

Критическим моментом была демонстрация обоих лайнеров в Ле Бурже.

Первым был показан Конкорд, отлетавший полную программу.

Вторым, сразу за ним, шел ТУ-144. Когда ТУ был уже на рулежке, пилот получил от французского диспетчера указание, что первоначально назначенное время для демонстрации программы сокращено французскими властями (организаторами салона) вдвое. Французы хотели устроить рекламное шоу для своего самолета, и стремились зажать показ советского конкурента насколько было возможно.

Но самое плохое было не в этом, а в том, что вопреки правилам салона, в воздушную зону полетов был впущен истребитель Мираж. По правилам салона, в пятимильной воздушной колонне не должно быть никаких других самолетов, кроме демонстрируемого сейчас.

Цель запуска Миража состояла в том, чтобы отснять сначала летающий Конкорд (для рекламных материалов), а затем ТУ-144, с разведывательными целями. Французов особенно интересовала работа передних крыльев ТУ-144, особых малых откидных крыльев располагающихся прямо за кабиной пилотов, которые выпускались на малых скоростях для улучшения стабильности самолета и увеличивали подъемную силу на 20%.

Французский пилот Конкорда был предупрежден, что в зоне будет Мираж.

Советский пилот ТУ-144 об этом предупрежден не был.

Мираж шел на той же высоте, что ТУ-144 и (как теперь видно из снятых этим Миражем видео- и фотоматериалов) на очень близком расстоянии от ТУ-144. Советский пилот счел, что неожиданно вынырнувший из облаков истребитель находится на курсе, ведущем к столкновению, и принял решение прибегнуть к маневру уклонения от столкновения, направив ТУ-144 резко вниз -- на что никакой большой пассажирский самолет не расчитан, но пилот счел, что это было единственным решением, уводившим от столкновения.

К сожалению, это происходило на критически малой высоте (1300 метров), и самолет пришлось затем резко выравнивать, с такой силой, что он не выдержал нагрузок нештатного выравнивания и разрушился в воздухе.

* * *

При падении ТУ-144 погиб не только экипаж, т.к. самолет упал на жилые дома. Погибло 8 гражданских лиц - французов, жителей Ле Бурже, из них трое детей, десятки людей были ранены, 15 домов были разрушены полностью.

Французское правительство было чрезвычайно незаинтересовано в том, чтобы стало известным, что первопричиной гибели французских граждан, в том числе детей, стал впуск Миража в зону полетов, в нарушение правил салона и без предупреждения советской стороны.

Между французскими властями и советской стороной было достигнуто соглашение скрыть происшедшее. Согласно этому соглашению, в изданном год спустя совместном отчете (заключавшем, что причину катастрофы невозможно установить, и что повидимому она связана с какой-то ошибкой советского пилота), были (в интересах французской стороны) изъяты какие-либо упоминания про присутствие Миража в зоне полетов, а советской стороне было за то обещано, что французы не станут намекать, будто причиной катастрофы могли оказаться технические неполадки в ТУ-144.

* * *

Как видно, советских дурачков уже тогда можно было купить задешево. "Лишь бы прекрасные французы ни в чем плохом нас не обвинили".

* * *

P.S. Очень не удивлюсь, если и с "Курском" было что-то подобное.

P.P.S. Вот по этой ссылке утверждается, что если бы пилот ТУ-144 не произвел маневра уклонения, столкновение с Миражом было бы неизбежным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments