Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

О рождении культа личности из духа интеллигентности

«Еще до того как слово интеллигенция вошло в привычный русский обиход, концепт уже существовал и его “рамка” передвигалась на особую часть общества, не на чиновников и не на “свободные профессии”: Герцен и Огарев говорили об “образованном меньшинстве”, о “новой России”, Чернышевский - о “новых людях”, Лавров - о “критически мыслящих личностях”. Этот, третий, вариант концепта развивается далее в двух направлениях: с одной стороны, он расширяется, распространяясь на большую часть разночинцев, а с другой — сужается до революционных интеллигентов, бунтарей против существующего строя. В последнем смысле у Н.В. Шелгунова (1824-1891), который писал: интеллигенция – “сознающая сила, и в этой роли – ее государственная функция. Она же создает и новое государство, разрушая сначала критикой все обветшалое” (“Неизданная записка 1881—1882 гг.”) (это очень близко к концепту Гегеля и Маркса 1842 г.). В концепции П.Л. Лаврова передовая интеллигенция “сужается” до совокупности “критически мыслящих личностей”, которые переделывают историю. Впоследствии это понимание развилось в концепцию революционных социал-демократов “о роли личности в истории” и в конечном счете выродилось в “культ личности” в эпоху сталинизма.»

(Ю.С. Степанов //сборник “Русская интеллигенция: история и судьба”, М. 2000, стр. 26.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment