Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Напомю-ка пожалуй еще раз прежде уже цитированное:

«Гипотеза маргинальности, в той конкретной форме, в которой ее разработали Дейчер и другие, неубедительна. Маргинальность может расширить перспективу видения, и интеллектуалы еврейского происхождения (а также из других маргинальных групп) часто вносили вклад в понимание окружавшей их культуры. Они делали это, подвергая сомнению постулаты культуры – те постулаты, которые представлялись как нечто данное для индивидуумов более глубоко встроенных в общество. Однако, с другой стороны, маргинальность может также сужать перспективу зрения. Угнетаемый может видеть только худшие стороны культуры или социальной системы – более того, для него рационально поступать именно так. Излишняя подозрительность в отношении потенциальной враждебности господствующей группы и поведение, основывающееся именно на такой подозрительности, обеспечивают больший запас безопасности, чем более щедрое видение мира. Маргинальные или угнетаемые группы склонны преувеличивать недостатки общества, точно так же как привилегированные группы с легкостью преувеличивают его достоинства.»

«Нет также никаких твердых свидетельств, что маргинальность усиливает человечность. [Фрейд] полагал, что напротив, еврейская история создала некоторые отрицательные психологические результаты. В очерке “Некоторые типы характеров встречающиеся в психоаналитической практике” он обсуждает “особый случай": тип индивидуума, который оправдывает свое бунтарство и притязания на особые права и положение тем, что он претерпел какое-то страдание, в котором он считает себя неповинным. Такие люди, отмечает [Фрейд], часто чувствуют себя вправе причинять вред и страдания другим людям и считают это справедливым и оправданным

«По ходу этого обсуждения [Фрейд] говорит: “По причинам, которые нетрудно понять, я не могу детально изложить эти случаи. Мне не хотелось бы входить в очевидную аналогию между пороками характера, возникающими вследствие перенесенной в детстве длительной болезни, и поведением целых [народов], прошлое которых полно страданий.”»


(стиль, наспех, корявый; но править не стану)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments