Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

kluven

(no subject)

ТАБЛИЦА: КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ВЫДЕРЖАВШИХ ОСЕННИЕ ИСПЫТАНИЯ



Действительно, интересно. (Особенно есть принять в учёт предшествующие рассказы об ужасах запущенности нацменов в тюрьме народов).

Но, кажется, тайну оного чуда можно предположить.
kluven

ПРОТИВ ХЛАМА НЕНУЖНОЙ УЧЁБЫ

«Старая школа была школой учёбы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову...

Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на 9/10 ненужных и на 1/10 искаженных...

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов... чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен». (В.И. Ленин)

Чему же нужно учиться?

Учиться нужно КОММУНИЗМУ настоящим образом!
kluven

1928-1931 (ч. 2)

Беру самое СКРОМНОЕ (28-6. 1929 «Изв».) газетное сообщение о «перевыборах» в высшей школе (в сущности, та же чистка); другие сообщения, особенно в «Рабочей Москве», «Комсомольской правде», «Вечерке», много резче. Одни профессора - очень старые, приемлются (если угодны); других за старость удаляют (правильно, если бы с сохранением содержания, уважением и без шельмования). Одни профессора принимают «всерьез» критику со стороны студентов и рабочих, другие резонно, в сущности, замечают, что критикующая инстанция некомпетентна. Часто доходит дело до ДОНОСОВ, всячески поощряемых, вплоть до вывешивания на видных местах соответствующих плакатов с просьбой сообщать, даже без подписи, факты из деятельности профессоров

.....

«Классовое государство» в средней школе удаляет детей интеллигенции после третьей неявки в класс без уважительной причины. Как заявлено было вслух на одном профсобрании: «пускай попляшут, жаловаться некому, Каменева-то нет».

.....

В одном из высших технических «вузов» уже прозвучал на заседании новый термин: «приемные испытания по куриям». Суть: испытаемые делятся на две группы: для пролетариата и крестьян задания облегченные, для интеллигенции - посложнее. Мотивы: «им достались все блага - чистые квартиры, образованные родители; пусть расплачиваются».

.....

Тов. Вышинский (сегодня в «Известиях») уверяет, что профессорские перевыборы себя оправдали, хотя были допущены и промахи, среди них: не подумали о подготовке достаточного числа заместителей. За малым дело стало!!

.....

Утром в 10 ч. длиннейшая очередь перед госиздатовской книжной лавкой: школьники дежурят, дожидаясь открытия магазина, нацеливаются на тетради. В газетах на днях сообщалось, что по разверстке приходится по 1 тетради в месяц на школьника в Московской губернии (или области?). Это в центре. Ну, а подальше?

.....

То, что было прежде средней школой, наполнилось теперь самой пестрой толпой, где многим вовсе не нужно такой школы, и потому школа снизилась

Collapse )
kluven

1928-1931 (ч. 1)

В одной из московских школ два года назад сменили администрацию за недостаточную «советскость». Обвинения были в смысле, что не на все школьные советы пускали детей, что добром поминали многое старое, что учили мыслить, а не принимать раз предуказанное, что придерживались взгляда о школе — дружной семье учащих и учащихся, что не вносили классового расслоения и т.д. и т.д. Учителя разошлись, школа обновилась и - замерла. Всякая жизнь кончилась, ученье шло тихо, «политики» из детей превратились просто в хулиганов, на которых приходилось опираться новой администрации. [...] в школе [...] скандал и развал.

.....

Начался поход на Академию Наук, недавно осчастливленную новым уставом, согласно которому академические выборы ничьему утверждению не подлежат. В «Изв.» в субботу сразу три статьи: вторая передовица, приглашение от Академии выставлять кандидатов и по форме корректная, но показательная статья какого-то Милютина, перечисляющая труды историко-филол. отдела (все работы — по древним, притом церковным, памятникам письменности) с «уважением» к ним, но и с предложением ввести «современных» людей в члены Академии. Выборы свободны, но КАНДИДАТОВ могут предлагать ВСЕ обществ. учреждения, начиная с ячеек и фабричных комитетов!! Воображаю, какая поднимется вакханалия с выдвиганием разных Фриче, Коганов, Покровских, Демьянов Бедных и др.

.....

Collapse )
kluven

LET'S SPEAK ABOUT TRANSFORMERS TODAY...


Навеяло на память... История, которую мне некогда рассказывал Юра Павлов, с которым мы вместе работали в ИФВЭ. Юра тоже был из МФТИ-шной протвинской группы, но года на 4 старше нас. История однако была не с ним, а с его одногруппником, Жорой Джикия (он работал в теоротделе), и произошла в 1980 году во время Олимпиады – той самой, которую построили вместо Коммунизма.

На время олимпиады Москву, как известно, оцепляли и усиленно патрулировали.

Жора же, приняв лишнего и гуляя по центру Москвы, был остановлен в нетрезвом виде милицейским патрулём и, не желая иметь неприятностей, не нашёл ничего лучшего, как прикинуться иностранным студентом (то ли английским, то ли американским, сейчас уже не помню) приехавшим на олимпиаду, не понимающим по-русски, и разговаривающим только по-английски. Патруль он в этом своём иностранно-студентном качестве вполне убедил, но в том-то и оказалась засада.

Collapse )
kluven

ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И СССР


«представление о большевиках как победителях безграмотности — обыкновенные социалистические приписки. В чрезвычайно любопытной диссертации Анастасии Фишевой "Общее образование взрослых на территории РСФСР в 1930–1950-е гг.", защищенной в Санкт-Петербурге в 2015-том году приводятся документы, фиксирующие позорную долю не получившего никакого образования населения в конце 1950-х годов — 8–9 %. Если СССР и добился всеобщей грамотности, то произошло это не раньше 60-х годов XX века, даже и не начала, а может быть, и позже или вообще не произошло. И это не старики, которых недоучила Империя, — острой проблемой была военная беспризорность.

Единственное, в чем СССР действовал быстрее и решительнее, чем действовала бы Российская империя, — в образовании взрослых безграмотных.

В 1908 году были внесены законопроекты о всеобщем обязательном образовании; Дума их не приняла, но правительство выполняло; эти законопроекты предполагали совместное финансирование школ из казны и из местных средств (земских) и работу с каждым уездом в зависимости от степени его готовности; наиболее продвинутые уезды тогда уже имели такое образование, самые отсталые должны были ввести обязательную школу к началу 1930-х годов.

Чудес не бывает. Не бывает стахановского роста производительности труда, не бывает самостоятельно проведенной индустриализации в крестьянской стране с истреблением и изгнанием более чем половины ее образованного слоя, невозможен в этих условиях и серьезный образовательный рост.

В чем большевикам удалось добиться полного успеха — так это в ликвидации среднего образования. Средние школы СССР — на уровне высших начальных, восходящих к городским училищам по положению 1872 года.

Это была чрезвычайно удачная модель для мещанского населения (советские хуже, из-за своих энциклопедических претензий), но она не давала прав на университетское образование и существовала наряду с гимназиями, реальными училищами, кадетскими корпусами и пр. Ничего похожего на них и сопоставимого с ними СССР не имел.»

https://politconservatism.ru/interview/sovremennaya-shkola-rf-mertva

**********

... учителя в эмиграции - вторая по численности профессиональная группа. Эмигрировали целыми школами, кому удавалось.

в 20-е годы еще оставались педагоги из прежних гимназий, глубокие профессионалы, но будущее было уже не за ними, а за выпускниками как раз рабфаков. Они успевали “проучивать” целое поколение. А это серьезно. Они тоже когда-то станут профессионалами, но уже советской педагогики.

В 1907 г. октябрист В.К. Анреп подсчитал, что Россия при существующих темпах развития сможет финансировать всеобуч к 1928 г. По иронии истории указанный срок почти совпал с тем, когда и советская власть подступила к практическому его решению. Сталин решит проблему финансирования всеобуча новым закрепощением крестьян, лишением их оплаты труда. Огромнейшая разница в цене и в способе решения проблемы!

Среднюю же школу, по сравнению с дореволюционным периодом, удалось окончить немногим.

(Т.Ю. Красовицкая, "Н.К. Крупская - идеолог большевистской реформы образования")
http://ebookiriran.ru/index.php?view=article§ion=8&id=68

**********

Факсимиле (PDF) "Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год" (СПб., 1912).

https://archive.org/details/zapiska_rospisi_finsmet_1911

Наиболее имеющие отношение к делу пассажи:

"В 1906 г. Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения. Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи. [...] Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет." (стр. 186, 190)

Дальнейшее суммированно в статье Г. Ульяновой ("Народное образование. Печать" // "Россия в начале ХХ века. Исследования", М., Новый хронограф, 2002):

«Проект Министерства народного просвещения "О введении всеобщего обучения в России" был внесен министром П.М. Кауфманом для рассмотрения и законодательного утверждения в Государственную думу 1 ноября 1907 г., где был передан для разработки в специальную комиссию. Пока шла работа по усовершенствованию проекта, в Государственную думу были внесены еще два проекта: разработанный под руководством сменившего Кауфмана на посту министра А.Н. Шварца проект положения о начальных училищах и общественный проект, подготовленный Лигой образования и представленный группой из 76 депутатов (преимущественно кадетов). На основе трех вариантов впоследствии был составлен сводный, который к осени 1910 г. был внесен, а весной 1911 г. принят Государственной думой. Однако, когда проект поступил для утверждения в Государственный совет, то там был отклонен. [...] Несмотря на непринятие важнейшего для судеб государства законодательного акта, III Государственная дума продолжала работать в направлении укрепления финансирования школы – в результате, правительственные ассигнования на начальное обучение с 1907 по 1912 г. выросли более, чем в 5 раз, составив 46 млн руб.»

Стоит добавить, что разноречие между Госсоветом и Думой состояло в том, что Госсовет настаивал на увеличении финансирования сверх предложенного Госдумой, но без указания сроков перехода на всеобщее образование, а Дума настаивала на внесении в закон срока перехода на всеобщее обучения (10 лет), но считала при этом, что увеличение финансирования выше ею предложенного (10 млн руб. в год) не требуется.

("О введении всеобщего начального обучения в Российской империи" // "Программа реформ П. А. Столыпина. Документы и материалы", т. 1, РОССПЭН, 2002. http://www.doc20vek.ru/node/1638)

**********

"О грамотности в России накануне 1917"
https://oboguev.livejournal.com/6237461.html

"Образование в Российской империи"
https://nikital2014.livejournal.com/34027.html

"Ликбез и грамотность в СССР"
https://tutchev.livejournal.com/7949.html
https://fluffyduck2.livejournal.com/945584.html

"Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959 — 32,9%, в 1970 — 22,4%, в 1979 — 11,3%".

************

А.А. Любищев, "О положении в средней школе" (Ульяновск, 1957)
http://www.orthedu.ru/obraz/18223-aa-lyubischev-o-polozhenii-v-sredney-shkole.html

************

Грамотность молодого населеления различных стран около 1917 г.
(И. Богданов, "Грамотность различных стран" // "Вестник статистики", 1925 №10-12, стр. 319. Картинка прилагается ниже.)
Как видно, Россия по уровню массовой грамотности молодёжи мужского пола находится на средне-европейском уровне.
Пониже Франции, Германии и Англии.
Повыше Италии, Испании, Греции, Португалии.

kluven

НИКИТА МОИСЕЕВ

«Молодое правительство Гайдара было укомплектовано людьми более образованными, чем прежде, но все-таки полуобразованными и недостаточно компетентными... Они не получили фундаментального университетского образования. Они получили отвратительное экономическое и советское общественное образование»
kluven

(no subject)

[ REPOST https://bantaputu.livejournal.com/397020.html ]

Элитарного образования пост

Периодически приходится натыкаться на высказывания, подобные нижеследующему:

- Отечество будетъ спасено, если достаточная часть представителей большаго бизнеса и администраціи проникнется мыслью, что подражать надо аристократической культурѣ и аристократическому образованію.

Цитируется по цитате же отсюда.

Спросите автора высказывания, что он имеет в виду под "аристократическим образованием". Он ответит вам про "изучение Горация в оригинале" и т. д. Может сложиться ощущение, что выражения "карго-культ" и "мартышка и очки" не являются общеизвестными. Спрашивать про аристократическую культуру, про то, что это за зверь такой и чем она интереснее любой иной субкультуры - не стоит, чтобы идиот не назвал вас идиотом. Не нужно и интересоваться, какая польза современному человеку от способности по памяти переводить Овидия - по той же причине. Вас просто назовут придурком, совком и ещё как-нибудь вроде того. Разговора не выйдет.

При всём кретинизме посылов, подобных процитированному, "аристократическое образование" действительно имеет ряд особенностей и действительно в определённом смысле является эффективным. Просто нужно понимать, что это и как именно работает.

Объясняю. Изучение древних языков, демонстративное пренебрежение естественными науками и тому подобные вещи, практикуемые, к примеру, в системе образования для английского истеблишмента, имеют целью формирование у молодых людей навыков, заведомо бесполезных. "Но для чего учить заведомо бесполезным вещам?" - спросите вы. Не "для чего?", а "почему?" Потому, что полезным вещам учат тех, кто должен работать. А те, кто предполагаются на роли хозяев жизни, должны иметь какие-то существенные отличия от таковых. Латынь и древнегреческий изучаются в частных школах для истеблишмента не потому, что они полезны сами по себе, но, напротив, именно потому, что они бесполезны. "Но ведь это же глупо!" Не совсем. Это вполне эффективная стратегия, просто она не связана со знаниями и навыками как таковыми. Она связана с подготовкой сплочённой социальной группы. Обучение "ненужным" вещам позволяет сформировать у молодёжи устойчивое мнение, что раз они обучены бесполезному (а не математике или, хотя бы, бизнесу), то ради жизненного успеха они должны придерживаться единственно подходящей в таком случае стратегии.

Какой стратегии? А как бы вы поступили, если бы вас с навыками написания сонетов (и только) отправили бы в составе группы из 20 человек, таких же, как вы, на химкомбинат с 10 000 сотрудников? Как бы вы постарались выжить? Ответ тут один: держаться вместе. Ни в коем случае не растворяться в коллективе поодиночке, но
считать себя особым сообществом, в которое не допускаются люди из остальных 10 000 сотрудников и которое добивается целей общими усилиями. А дальше - захватить заводскую многотиражку, например, или что-то "освобождённое", как говорили в СССР.

Изучение античной литературы имеет целью не изучение античной литературы, а формирование сплочённого сообщества. Той же цели служат и иные особенности организации частных школ для истеблишмента - изоляция учеников от семей, определённые кодексы поведения, традиции и т. д. Всё это звенья одной системы. Каждое из звеньев само по себе бессмысленно - как бессмысленно считать кунг-фу боевым искусством в эпоху танков и БЛА. Кунг-фу имеет смысл изучать только ради встраивания в некое сообщество (ну, и ещё как оздоровительную гимнастику - может быть; но это второстепенно). Так и с латынью и всем таким прочим.

Люди, которые настаивают на необходимости образования элитной молодёжи по классическим образцам, не понимают смысла образования элитной молодёжи. Так же, заметим, как в своё время критики коммунистической номенклатуры не понимали, что ошибаются, критикуя номенклатуру за бесполезность. Сообщество коммунистической элиты это сообщество людей, бесполезных для общества - но при этом теснейшим образом сплочённых именно этой своей бесполезностью. Что делало и продолжает делать эту социальную группу (точнее, её наследников - теперь уже) сильнейшим борцом за политические и экономические ресурсы общества. Сплочённость - вот ключ к успеху. Разрозненные и самостоятельные талантливые профессионалы, обученные всем премудростям современной науки, проиграют политическую борьбу сильным своим единством бездарям и тупицам, обученным только вышиванию крестиком. Проиграют - и окажутся у них в услужении.

Чему именно учить будущий истеблишмент, абсолютно всё равно. Это может быть латынь, марксизм или дзю-до, раскладывание пасьянсов или астрология. Важно, чтобы эта "наука" была совершенно бесполезной в современной жизни, что гарантирует, что пролетарии и интеллигенты не станут обучать ей своих детей. Кстати сказать, эта схема работает и в части основного (родного) языка. Обучать детей, скажем, татарскому языку вместо, допустим, английского выглядит дурью и пустой потерей времени. Но только не в случае, если вы выращиваете "расу господ". Английский выучат все остальные. Их можно будет нанять в переводчики. А ваша задача - сформировать сообщество, отчуждённое ото "всех остальных". Сообщество, которое будет править.

Советская система образования, формировавшая элиту из людей, изучавших заведомый бред (политэкономию социализма, например), по существу была ничуть не хуже своего английского аналога. Она выполняла ту же самую главную задачу. Система рекрутирования элитариев из числа спарринг-партнёров по дзю-до также ничуть не хуже. И так далее.

На латыни свет клином не сошёлся. Если кто-то будет призывать вас к обучению в "классическом" ключе, обвините его в том, что он дебил и поклонник карго-культа, не понимающий сути того, к чему призывает, и не ошибётесь. Если вы собрались стать элитарием, то изучать нужно не именно латынь (хотя в каких-то ситуациях можно и её), а те бесполезные практики, которые в моде в вашей стране именно сейчас. Поскольку важны, повторюсь, не знания и умения, а верность команде. Знания и умения нужны тем, кем вы будете руководить.




Это проницательное замечание однако оставляет вне внимания первую часть цитируемого высказывания, ради которого последнее и писалось -- "спасение отечества". Ведь формирование сплочённого слоя никаким образом не содействует автоматически спасению отечества; сполчённый слой равно может избрать своей стратегией и утилизацию отечества. Более того, в современных условиях неясно, каким образом он может НЕ избрать своей стратегией утилизацию отечества.

* * *

То же относится и к начальному (цитируемому) высказыванию. Нетрудно реконструировать, какого образа мысли вероятно придерживался его автор (шуточно или всерьёз, для нас неважно): он очевидно держал перед собой образ качественного культурного слоя Российской Империи и уповал на его реинкарнацию. Но элитный слой РИ образовывался не единственно уровнем культурного капитала, но также и сочетанием других свойств, прежде всего станционарности (в олсоновском смысле) -- свойств, сложившихся благодаря стечению исторических обстоятельств, более не воспроизводимых.

Сложившихся, во-первых, благодаря отсутствию глобализации -- что создавало привязку к первичной заинтересованности в местном развитии, а не в выводе активов. Нынешняя ситуация противоположна.

Во-вторых, благодаря регулярным войнам. Дворянство служило в армии и платило "налог кровью", и такой же налог платила значимая часть других поднимавшихся общественных слоёв. Отбор в элиту осуществлялся кровью рода пролитой за Россию и русский народ и затем периодическим проливанием за них крови рода, что служило психологическим каналом станционаризации. Этот механизм также не только утрачен, но и обращён в свою противоположность: войны стали редкостью, при этом современные элитные круги и их семьи защищены от участия в войне, её тяготы ложатся на низы, а боевые герои (например донецкой войны) отнюдь не становятся новыми дворянами -- мы не увидели ни князя Стрелкова, ни графа Моторолу с дарованными им заводами, рудниками и землями.

Поэтому упование автора цитаты не только напрасно, но и нелепо, по непониманию им наполнения употребляемых терминов. Если под аристократом понимать не привычку к лориган и розам, а человека, считающего определённую землю своей родовой вотчиной (ибо к "спасению отечества" имеет отношение не первое, а второе), то формирование аристократии в современном обществе по материалистическим причинам невозможно. "Аристократической культуре", о которой воздыхает автор, учат не в заграничных пансионах, ей учат кровью пролитой на поле боя.

"Аристократическое" же образование, о котором воздыхает автор задаёт эффективность действий, но не их направление. В сочетании с контр-станционарностью эффективность должна привести не к "спасению отечества", а выразиться в глубине высасывания из отечества соков, прежде чем прах отечества будет отрясён от подошв.




1. Если уж изучать что-то бесполезное, то почему бы не изучать то же, что и в других странах? По крайней мере, учебники можно взять те же самые. А при случае и "поговорить с ними на одном языке".
2. Изучение классических языков полезно именно для выработки хороших навыков управленческого и элитарного мышления. Изучение проходит на базе единого набора текстов, изученных вдоль и поперек, методики обучения на этой базе давно оптимизированы и проверены. Содержание этих текстов - логика, юриспруденция, бизнес, политика и история - вещи для элитария полезные и вечные. Точно так же, как массовое образование страдает из-за постоянной смены учебных программ и материалов, классическое выигрывает из-за многовековой традиции и постоянства.
3. Изучение мертвых языков - открытая демонстрация отсутствия у элиты преференций по отношению к культуре низших сословий. Если учить марксизм или татарский, то марксисты или татары могут возомнить о себе. А это как раз еще один фактор, сплачивающий элиты, ведь там могут оказаться и марксисты, и татары, и их случайная связь с элитарной культурой не должна давать им преференций.

* * *

1. То же, что в других странах, нужно изучать, если вы собираетеь встраиваться в их элиты. Для этого нужно спросить, ждут ли они вас у себя, и если да, то ехать учиться к ним.

Если же вам нужна именно собственная элита, то лучше учить что-то другое. Хотя бы для того, чтобы вас не обвиняли в каргокультстве.

2. Изучение математики, шахмат и, в особенности, философии (которая и была изобретена как наука об управлении людьми через их мышление) ещё более полезны в этом смысле. А с дзю-до можно и морду бить очкарикам, что тоже иногда бывает полезно.

3. Все марксисты, коих кот наплакал, могут войти в элиту. А плохо знающих марксизм легко отсеять. Добавьте к марксизму Гегеля, и отсев произойдёт сам собой. татары вполне могут мыслиться как привилегированная национальность - все вместе. Это вопрос только количества непривелигированных. В общем, тут проблемы нет.

* * *

Есть вещь, которая хорошо работает. Вненациональная, не привязанная ни к какой конкретной культуре. Любой бери готовое - и пользуйся. А вы предлагаете социальный эксперимент с неясным результатом. Причем, в случае с марксизмом результат-то мы наблюдали. Достигается только часть целей. Сплоченность - да, развитие - нет. Вполне возможно, что от содержания элитарного "контента" все-таки что-то зависит, и Тацит дает более качественный результат, чем Маркс.

* * *

Если вам нравятся вещи, которые хорошо работают и проверены временем, изучайте иврит и Тору. Они куда выгоднее латыни, смею вас заверить.

Насчёт качества обучения, проводившегося с использованием Маркса, вы радикально неправы. Советская элита сумела преобразовать совершенно косное и закрытое общество, ориентированное на государственные фантазии, в общество, в котором государство полностью работает на частные интересы наследников советской элиты. И это преобразование было проведено в кратчайшие сроки и с минимальными для элиты потерями. Гибкость мышления советских руководителей, вчера "топивших" за коммунизм, а через день отлично "вписавшихся в рынок", поразительна и достойна восхищения.

Вы судите о качестве советской элиты по гибели СССР. Но это неверно. Судить следует по положению советской элиты после гибели СССР. Таковое положение стало куда более завидным, нежели до краха системы.
kluven

(no subject)